В Законе «Об образовании» само понятие образование трактуется так – «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства»...

В Законе «Об образовании» само понятие образование трактуется так – «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». А потому можно с уверенностью сказать, что во все времена была, есть и останется школа с ее поиском совершенствования учебно-воспитательного процесса, внедрением новых, передовых форм и методов работы.

Как территориально-административная единица Задонский район был образован в мае 1928 года, до 1936г. входил в состав Воронежской, затем Орловской области. До 1928 года на территории района располагались земские школы. В них работало 7 учителей. Получали они по 360 рублей в год. Парты были шестиместные. Преподавались предметы: закон божий, чтение, письмо, арифметика. Дети богачей и середняков после окончания школы учились в гимназии г. Задонска и г. Ельца. В 1928 году на территории района функционировало 48 школ 1 ступени, из них в городе 4. Обучалось в них 4003 учащихся (в городе 632 и в селе 3371). В трех школах 2 ступени (одна семилетка и 2 девятилетки) обучалось 442 человека.

1   

В 1930 году в стране было введено обязательное начальное обучение. В 1931 году в школе был открыт 5-й класс, и школа стала называться «Школой крестьянской молодежи». Стали преподаваться новые предметы: география, история, физика, естествознание. А в 1934 году поставлена задача осуществления всеобщего обязательного политехнического обучения в объеме семилетней школы.

 Наполняемость классов была очень высокой до 40 учащихся и более. Обеспеченность школ учебниками и учебными пособиями была недостаточной. Ксизовская, Замятинская, Уткинская школы были обеспечены лишь на 75%. Организованы 4 избы-читальни, из них одна кооперативная и 3 бюджетные, работали 3 библиотеки. Имеющийся в городе Дом крестьянина находился на хозрасчете и вел политико-просветительную и справочную работу среди крестьян. Проводилась работа по ликвидации неграмотности и малограмотности. Создано 4 годовых и 5 сезонных ликпунктов. Набор произведен в числе 320 человек 

 Но решению поставленных задач мешало отсутствие нужного количества учителей с педагогическим образованием. А потому по всей стране стали открывать педагогические техникумы. В Задонске педагогический техникум был образован на базе средней школы №1 в 1930 году. Первыми учениками техникума в основном, стали выпускники 7 класса средней школы №1. Среди первых выпускников были такие известные в районе педагоги, как В.Н. Провоторова, К.И.Егорова, Л.Г.Панова, Т.А.Болдырева.

2(1)Годы Великой Отечественной войны стали для школы временем серьезных испытаний. Резко уменьшилось количество школьных помещений, многосменность занятий, осложнения в обеспечении топливом, школьно-письменными принадлежностями. Такова обстановка, в которой учителя выполняли свои основные задачи в условиях военного времени. Значительная часть учителей-мужчин отправлялись на фронт. В самом начале войны были призваны заведующий РОНО Конычев А.Г., директора: Болдырев А.М., Литаврин М.И., Потанин С.В., Милов В.А.. Приказом № 79 от 12.08.1941г. по отделу народного образования уволены в связи с призывом в ряды РККА учителя: Пендюрин Ф.С., Зачиняев М.И., Тагинцев В.И., Новоскольцев А.В., Станкевич Д.П., Шацких П.С., Мишин В.П. и др.. На начало 1941-1942 учебного года в районе функционировали: 50 начальных школ, 17 неполных средних школ и 2 средних школы на селе, одна начальная и одна неполная средняя школа в городе и две средние городские школы № 1 и №2, которые в октябре 1941 г. временно объединены в одну школу. Директором назначен Севастьянов А.В. Приказом №120 от 1.11.1941г. по отделу народного образования на основании телеграммы ОблОНО, полученной 30.10.1941г., временно закрыты все неполные и средние школы района. Обучение детей идет только в начальных школах. Все государственные учреждения – больница, клуб, исполком, школы были отданы под госпиталь.Ученики старших классов копали окопы, прорубали лунки на реке, чтобы не прошли танки, ухаживали за ранеными.Ученики младших классов – работали в прачечной – стирали и скатывали перевязочный материал, читали раненым редкие газеты, давали для раненых концерты.

 Десятый класс городской школы возобновил работу 10.12.1941года. По решению Исполкома Райсовета от 15.12.1941г. с 25.12.1941г. начато обучение в 5-9 классах. В неполных средних сельских школах учеба возобновилась с 1.01.1942г. (Приказ по РОНО от 20.12.1942). Выпуск 1942 года был перенесен на октябрь, так как занятия этого учебного года были с января по октябрь. Подтверждает это аттестат Чесноковой Анны Андреевны, выданный 6 октября 1942 года.

О том, в каких условиях работали школы военной поры, говорят документы: Приказ по РОНО №89 от 16 сентября 1941г. «На основании полученной телеграммы от облисполкома и облоно за № 158 от 15.09. с.г. учащихся всех школ 5-10 классов и учителей организовано использовать на уборке урожая в колхозах и совхозах». Занятия в этих классах Наркомпрос разрешил начать 1 октября 1941г. И опять читаем документ: Приказ № 109 от 17 октября 1941г. о мобилизации 23 человек учителей.

Учителя И.Ф.Воронин и П.С. Зачиняев отличились на фронтах Великой Отечественной войны беззаветным мужеством и удостоены звания Героя Советского Союза. Зачиняев Петр Спиридонович, лейтенант, командир взвода понтонно-мостовой бригады, на фронт ушел из стен Сцепенской неполной средней школы, где до призыва работал завучем и учителем, совершил подвиг самопожертвования: он, тяжелораненый, обеспечил ценой своей жизни переправу войск через Днепр, сохранив жизни тысячи бойцов.

Севастьянов Владимир Александрович (сын Севастьянова А.В., директора ЗСШ №1) на войну ушел в 17 лет добровольцем, не окончив 9-ти классов. Прошел 6-ти месячные курсы стрелков-радистов танка Т-34. Участвовал в боях за Белоруссию, Пруссию, был тяжело ранен, горел в танке, почти год находился на излечении в госпитале.

3После окончания войны окончил Московский педагогический институт, работал учителем истории в Задонской средней школе № 1, а с 1976 года был назначен директором этой же школы. На этом посту работал до выхода на пенсию. Владимир Александрович был одним из лучших директоров района. Влияние его личности столь же значительно, как и его деятельность. Владимира Александровича отличали нравственная цельность, высокая культура, душевное тепло и сердечная щедрость. Его уроки были образцом профессионального мастерства. Материал по истории он излагал так, словно сам был участником событий, о которых говорил

 Награжден медалями «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», Указ о награждении Орденом Славы Ш степени (за №17Н) был подписан 8 сентября 1944г., но Орден нашел своего героя уже после смерти Владимира Александровича в 1998 году и был вручен его сыну Геннадию Владимировичу в Москве.

4

 

 

В 1951 году здесь открыта средняя школа № 2. Именно в 60-е годы была заложена база инновационной деятельности школы: Провоторова В.Н. возглавила творческую группу учителей, работа которых вошла в копилку «Липецкого опыта». 3 – человека были награждены орденами Ленина, Орденом Трудового Красного знамени, Орденом Знак почёта, продолжили начатое и стали заслуженными учителями 8 человек.

 

В 60-е годы задача повышения эффективности урока становится центральной на областных и районных мероприятиях. Они были посвящены выполнению Закона о всеобуче и преодолению второгодничества. В это время заведующей РОНО работает энергичная волевая женщина Болдырева Татьяна Арсентьевна «Заслуженный учитель школы РФ». Именно под ее руководством учебные заведения района включились в эксперимент по широкому распространению опыта рациональной организации урока. Решаются педагогические проблемы: борьба за качество знаний, воспитывающее обучение, внеклассная работа, связь школы и семьи.

Такие мастера педагогического труда как Провоторова В.Н.(ЗСШ №2), Ходеева Т.В. (Хмелинецкая школа), Дурнева Е.И. (Болховская школа), Левшина Т.И.(Скорняковская школа), Лоцманова Е.А. (Задонская восьмилетняя школа), Калужская Т.П.(ЗСШ №2), Пехтерева О.И.(ЗСШ №1) искали новые пути обучения и воспитания, были зачинателями Липецкого опыта. Широкое применение на их уроках получили таблицы, схемы, ТСО. Учителя старались добиться, чтобы все ребята успевали в учебе, чтобы не было отстающих. Высокое качество знаний обеспечивалось продуманностью всего учебного и воспитательного процессов, слаженностью его составных частей. К этой работе были подключены и родители учащихся.

Эстафету педагогов новаторов приняло новое поколение учителей: Морева Л.А. и Зобова З.И.(ЗСШ №1), Мирошкина А.И., Чмыхалова А.А. и Антонова Т.Ф.(Задонская восьмилетняя школа), Панова А.Е. и Панова В.В. (Болховская школа), Харламова Р.И.(Калабинская шк.), Долбнины Т.И. и И.П. (Каменская школа), Невареных П.Г.(Ксизовская шк.), Панова М.В.(Паниковская шк.), Данкова Л.М., Рязанцева В.С., Тишкова А.В.(Донская шк.), Дворникова К.П.(Гнилушинская шк.). 

5

 

Вместо привычных этапов на урок пришли лекции, творческие работы, комментированное письмо, различные виды диктантов, словарная работа, игровые моменты. Уроки несли большую воспитательную нагрузку. Учителя подчинялись главным задачам: обучать, воспитывать, развивать. Самым благоприятным для образования района был период с 1974 по 1985 год. За это время введено в строй 7 новых типовых школ (Рудничная, Алексеевская, Яблоновская, Паниковская, Ольшанская, Ксизовская, Задонская средняя школа №1).

 

 1984-94гг. период проведения реформы общеобразовательной школы. Основные цели реформы были направлены на улучшение трудового воспитания и профориентации школьников на основе соединения обучения с общеобразовательным трудом; эстетическое воспитание учащихся, ликвидацию компьютерной неграмотности; приданию обучению личностного смысла. Реформа предполагала введение новой структуры общего среднего образования: 11-летнее всеобщее образование, начало обучения с 6-летнего возраста. В соответствие с требованиями реформы по школам оборудовали учебные мастерские, установили комбинированные станки, верстаки, приобрели наборы столярного и слесарного инструмента. Задонская средняя школа №1, Калабинская, Донская, Ксизовская, Каменская, Паниковская, Хмелинецкая средние школы перешли на обучение детей с шестилетнего возраста. В учреждениях создали необходимые условия: оборудовали учебные классы, игровые комнаты, спальни со всеми принадлежностями, обеспечили детей трехразовым питанием. Опытные педагоги прошли курсовую переподготовку.

6Многие школы имеют богатую историю. В 2004 году исполнилось 95 лет Задонской средней школе №2. Школа расположилась в одном из красивейшем по архитектуре зданий города. Когда-то здесь была женская гимназия, затем педагогическое училище. В годы войны в этом здании был размещен военный госпиталь для командного состава. Много славных учительских имен связано с этой школой. Провоторова В.Н. «Заслуженный учитель РФ», отдавшая делу образования более 55 лет, ею написаны и опубликованы ряд работ по педагогике и методике обучения. Свой след оставили «Заслуженные учителя Халаимова Г.И. До конца декабря 2006 года директором МОУ СОШ №2 работал Сильченко Н.Н., человек большой души, «Заслуженный учитель РФ», Почетный работник общего образования РФ, Отличник народного просвещения, Почетный гражданин г.Задонска.. Его трудовой путь отмечен не только большими наградами. Любовью и уважением пользуется он у всех, кто с ним работал и учился.

 Образованию с. Донское 146 лет. За это время в селе образовались династии учителей: Бушневых, Даниловских, Исаевых. Бушнева Римма Филипповна преподавала в школе 50 лет – сейчас на пенсии. Даниловская Валентина Федоровна продолжила дело своей матери Татьяны Савватьевны, сейчас на пенсии. Семья Исаевых – сын Веры Архиповны – Юрий Иванович долгое время работал в ИУУ г. Липецка, внук Геннадий – третье поколение династии учителей. Работает в ИРО.

Паниковская средняя школа славится трудовыми традициями. За школой закреплен участок земли, имеется полный набор сельскохозяйственной техники. Обучающиеся выращивают столовую свеклу, морковь, возделывают на полях картошку, капусту, лук. Все что необходимо для полноценного питания в школьной столовой. Школа стала призером областного смотра – конкурса учебно-опытных участков, участником Всероссийской выставки «Юннат-2002 г.» в Москве.

7   8

В 2006 году на областной выставке трудовых дел школьников «Урожай - 2006»» задонские юннаты были признаны одними из лучших и удостоены чести вместе со школьниками Хлевенского и Лебедянского районов представлять Липецкую область в столице. Главную роль в успехе задонцев сыграли МОУ СОШ с. Репец, Калабино. МОУ СОШ с. Паниковец была отмечена Дипломом 8-й российской агропромышленной выставки «Золотая осень». В 2006 году МОУ СОШ с.Рогожино получила президентский Грант 1 000 000 рублей по итогам конкурса образовательных учреждений активно внедряющих инновационные технологии.

9

 

В конце ХХ века в районе продолжается строительство новых школ. Гостеприимно распахнули двери средние школы в с. Донское (1995г.), с.Каменка (2000г). Средняя школа в с.Рогожино вступила в строй 1 сентября 2001 года. 

 

 

 

10

 

На 1.09.2006 года в районе функционирует 37 общеобразовательных школ, в том числе 7 начальных, 15 основного общего образования и 15 средних. В них обучается 3303 учащихся, 15 дошкольных учреждений, в них 718 детей. А также школа глухих детей, коррекционная школа-интернат, школа искусств, «Дом школьника» и ДЮСШ. В декабре 2005 года открыт плавательный бассейн «Янтарь».  

 

  Одним из приоритетных направлений работы районного педагогического коллектива является создание оптимальных условий для развития региональной образовательной системы, создание рынка образовательных услуг школьникам. С этой целью совершенствуется материальная база образования. Все школы приобрели компьютерную технику, видеоаппаратуру, укрепляют спортивную базу. Создана база для занятий краеведческой и туристической работой. В средних школах имеются 7 автобусов, 5 тракторов, 4 грузовые машины.  

В 30 общеобразовательных школах района осуществляется предпрофильная подготовка по следующим направлениям: филологическое, технологическое, естественно-математическое, химико-биологическое. В основу предпрофильного обучения положено углубленное или расширенное изучение предметов в основной школе: информатика, математика, русский язык, химия, биология.

Большая роль отводится методикам развивающего обучения учащихся в начальной ступени образования. Преподавание ведется по учебно-методическому комплексу Виноградовой.

В дошкольных образовательных учреждениях реализуются программы: «Радуга», «Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.Васильевой. Новые технологии: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, «ОБЖ» Л.Н.Князевой, «Мы» - программа экологического воспитания дошкольников Н.Н.Кондратьевой.

В учебно-воспитательном процессе педагогами района используются информационные технологии. В районе работают 32 компьютерных класса в т.ч. 2 класса в МОУ СОШ №1. 

11

В ходе выполнения программы «Здоровый ребенок» особое внимание уделяется комплексному использованию всех средств физического развития и закаливания организма детей. Работа по укреплению здоровья подростков строится по следующим направлениям:

воспитание здорового ребенка совместными усилиями школы и семьи.

 Во всех школах района введен 3 час физической культуры. В ДОУ №6 включены такие формы работы как дыхательная гимнастика с закаливающими процедурами, полоскание горла настоями трав, точечный массаж.

«Приготовлять умы, рассеивать идеи! Вот наше назначение. Будем действовать для потомства. Как отцы отдадим себя трудам и стараниям, плодовитым для детей наших. Соберем неиссякаемые сокровища, которые пусть расточат наследники наши. Пробудим требования, укажем разумную цель, откроем средства, расшевелим энергию, - дела появятся сами» К.Д.Ушинский

В этих словах – программа для нас, современных педагогов.